К осени изменение избирательной системы Молдовы в том или ином виде будет проведено через парламент. Это значит, что встык за выборами по новым правилам пройдет административно-территориальная реформа.
Ее контуры в общем уже понятны – это укрупнение нынешних районов, а также перенос центра финансовой тяжести в примэрии, в обход административных единиц второго уровня (районов)
На этом фоне остро встает вопрос будущего Тараклийского района – территории компактного проживания болгарского меньшинства.
Другими словами, болгарам Молдовы предстоит решить дилемму – отстаивать коллективные или индивидуальные права. И это не теория, далекая от практики.
Если максимально упростить, то суть вопроса в следующем: если возобладает стремление к соблюдению индивидуальных прав, то играть будут именно на этом: мол, мы не ограничиваем болгар в праве общаться на родном языке в личной жизни. Они ведь также имеют право:
1) — создавать и поддерживать свои собственные образовательные, культурные и религиозные учреждения, организации или ассоциации, которые могут искать добровольную финансовую и другую помощь, а также государственную поддержку в соответствии с национальным законодательством;
2) — исповедовать свою религию, в том числе приобретать, обладать и использовать религиозные материалы и осуществлять религиозную деятельность в области образования на своем языке;
3) — устанавливать и поддерживать беспрепятственно контакты между собой в пределах своей страны, а также через границы с гражданами других государств, с которыми они имеют общие этническое или национальное происхождение, культурное наследие или религиозные верования;
3) — распространять информацию, иметь доступ к ней и обмениваться информацией на своем родном языке;
4) — создавать и поддерживать организации или ассоциации в пределах своей страны и участвовать в деятельности международных неправительственных организаций.
Но все это в условиях бедности и административной разобщенности не будет играть абсолютно никакого значения. Это все равно что сказать погибающему от жажды в пустыне – ты свободен в поисках воды.
Значит, надо добиться коллективных прав – потому что ряд проблем национальные меньшинства можно решить только совместными усилиями, реализуя коллективные права: сохранять этническую самобытность, развивать культуру и родной язык, создавать национально-культурную автономию или национальные административно-территориальные единицы (национальные районы, национальные поселки и национальные сельские населенные пункты) и др.
Ждать подарков от судьбы не стоит – уже сейчас необходимо предпринять ряд шагов, чтобы при формировании одномандатных округов было учтены интересы жителей Тараклийского района. Благо опыт есть . В 1999 году представителям болгарской общности удалось практически невозможное – они продавили изменения в уже одобренную административную реформу, не дав инкорпорировать район в Кагульский уезд.
И теперь главное: почему тогда это стало возможным и каковы шансы повторить успех 18-летней давности?
Тогда болгарская общность обладала влиянием, в том числе и на республиканском уровне. Ее представители занимали значимые позиции во многих областях – от экономики, госуправления до политики и экспертного сообщества.
За прошедшее с тех пор время многое из былого и казавшегося вечным утеряно. Районная администрация ведет себя пассивно. Скорее всего, потому что просто не способна ставить перед собой даже не стратегические, а тактические цели. Не говоря уже о разработке методов для их достижения.
Общественные организации типа «Възраждане» – это минувшая слава и обломки некогда громкого величия. Реальных шагов по всесторонней поддержке ключевого для болгар Молдовы движения по сохранению административной единицы нет и пока не предвидится.
Не используется в силу вышеизложенных причин и естественный козырь – влияние Болгарии как страны члена ЕС, которая могла бы обусловить свою поддержку евроинтеграции нашей страны особым отношением к своим соотечественникам. Причем не в ультимативной форме, а взаимовыгодной. Ни у кого ведь нет задачи нагнетать страсти – необходимо просто найти взаимовыгодный компромисс между центром и специфичным регионом.
Как всего этого можно добиться?
Только работой. Чуда не будет. Но болгарам не привыкать – 200 лет назад буджакская степь представляла из себя необитаемую пустыню, которую своим трудолюбием наши предки превратили в житницу.
Пора начинать, ибо через год будет поздно. Счет идет буквально на месяцы.